Персональный сайт учителя- логопеда Костенковой Маргариты Юрьевны

Фонетико- фонематическое недоразвитие речи

ФФН речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является недостаточная сформированность фонематических процессов. К фонематическим процессам относятся: фонематический слух – слух, обеспечивающий восприятие, узнавание и различение фонем (звуков) родного языка, фонематическое восприятие (операции звукового анализа и синтеза – выделение первого и последнего звука в слове, разложение слова на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, определение места звука в слове) и фонематические представления (сохранившиеся в сознании образы ранее воспринимаемых звуковых оболочек слов).

В речи детей с ФФН речи отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Артикуляционные признаки – это признаки, связанные с деятельностью органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимой для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. Акустические признаки – это признаки, воспринимаемые на слух.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена следующим образом:

  1. Заменой звуков более простыми по артикуляции ([ф] вместо [ш], [л] вместо [р]).
  2. Трудностями различения звуков в произношении (в одних случаях мягкий звук [т'] произносится вместо звука [с'], в других вместо [ч], а иногда и вместо [ш]).
  3. Особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук [р] – горловой, звук [с] – межзубный и т.д.

Также у детей этой категории нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

12 ноября 2015 в 18:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.